16.11.2007 17:57
Магистрали больших перспектив
МАГИСТРАЛИ БОЛЬШИХ ПЕРСПЕКТИВ
Наш регион ориентирован на скорость
Московская область – регион уникальный. Во многом. Вот уже несколько лет мы прочно удерживаем лидерство по росту розничного товарооборота среди субъектов Центрального федерального округа. Мы производим любой вид промышленной продукции – от булавок до ракетоносителей. За относительно короткие сроки нам удалось увеличить объём иностранных инвестиций в регион в тысячу раз – с 3 миллионов до 3 миллиардов рублей в долларовом эквиваленте. И добиться того, чтобы любые инвестиции в Подмосковье окупались в 2-3 раза быстрее, чем в Европе. И, думаю, я не слишком преувеличу, если скажу, что одним из важнейших факторов всех этих заслуг является развитая транспортная инфраструктура области. О том, чем мы в этой сфере особо гордимся, к чему стремимся и что стоит за красивой фразой «нам любые дороги дороги», рассказывает заместитель председателя правительства Московской области – министр транспорта Московской области Пётр Кацыв.
МИЛЛИОН И НЕМНОГО БОЛЬШЕ
- Пётр Дмитриевич, скажите, в каких цифрах сегодня измеряется транспортное состояние области? И есть ли у нашего региона какие-то транспортные особенности?
- Особенность Подмосковья заключается в том, что это – уникальный транспортный узел, в котором взаимодействуют все виды транспорта: автотрассы, сеть железных дорог, аэропорты, разветвлённые водные пути. Протяженность одних только федеральных дорог в регионе составляет более 2 тысяч километров. По Московской области проходят 11 главных железнодорожных направлений и 13 крупнейших федеральных магистралей. Также на нашей территории находятся 2 международных аэропорта и 5 аэропортов местного значения, 2 речных порта, более 200 терминальных комплексов. Действуют 1690 автобусных, 8 троллейбусных и 11 трамвайных маршрутов. А что касается машинопотока, то он увеличивается прямо-таки в геометрической прогрессии: если в прошлом году по дорогам области транзитом проходило 700 тысяч автомобилей в год, то в этом – уже 1,2 миллиона.
- Чем объясняется такой рост машинопотока? Мы стали настолько лучше жить, что у каждого появилась машина?
- Факторов несколько. Во-первых, это инвестиционная привлекательность региона. На подмосковной земле активно строятся новые предприятия, появляются новые производства. Естественно, что они требуют дополнительного транспортного обслуживания. И с каждым годом инвесторы всё дальше уходят от МКАД. Города-сателлиты принимать всех желающих больше не могут в силу недостатка свободных земель, поэтому количество инвестиционных проектов, реализуемых в городах, находящихся в пределах 50-100 километров от МКАД, с каждым годом растёт. Сегодня, например, наиболее востребованные инвесторами города и поселки расположены на расстоянии 30-50 километров от столицы. Но уже можно говорить о том, что плотность застройки 30 километровой зоны делает привлекательными земли в более отдаленных районах Подмосковья. Основной объём новых больших землеотводов, приходится на Новорижское, Калужское, Дмитровское, Киевское, Волоколамское, Минское, Можайское и Симферопольское шоссе, где земли у инвесторов пользуются спросом вплоть до 100 км от МКАД. Яркий пример тому – растущий и развивающийся город Чехов.
Второй нюанс – постоянно возрастающие темпы жилищного строительства, которое тоже неотделимо от транспортного обслуживания. Сегодня Московская область занимает первое место в России по объёмам строительства жилья и, вероятнее всего, еще долго удержит пальму первенства.
РАВНЕНИЕ НА ЦКАД
- Но, насколько я знаю, в области делается всё для того, чтобы количество автомобилей не нивелировало качество транспортного обслуживания. Скоро и у жителей области появится своё кольцо – Центральная кольцевая автодорога…
- Я знаю, многие говорят о том, что строительство ЦКАД начнётся уже в этом году. Хотел бы поправить – на данный момент завершается обоснование инвестиций в этот проект. При положительном решении экспертного совета и при принятии решения правительством Российской Федерации в 2008 году начнётся проектирование этой дороги. Реально приступить к строительству будет возможно в начале 2011 года. Но своё кольцо в Подмосковье обязательно будет. Хочу сказать, что на заседании экспертного совета Министерства транспорта РФ было отмечено, что проект ЦКАД имеет огромное значение для всей страны, что он достаточно серьёзно проработан и может быть направлен в правительство РФ для дальнейшего утверждения.
- Но уже известно, на чьи средства ЦКАД будет строиться?
- Предполагается, что строительство будет вестись на основе государственного и частного партнерства. 55% составят средства Российской Федерации, 25% - средства частных инвесторов, и 10% - вклад Московской области в этот проект. Дороги в составе ЦКАД будут принадлежать государству, но передадутся концессионеру, то есть частному инвестору, который станет управлять этими дорогами и тем самым окупит свои средства. Губернатор Московской области Борис Громов принял решение, что регион гарантирует концессионеру выделение так называемого операционного гранта. Это своеобразная компенсация за недостаток трафика. К примеру, рассчитывается, что по Ленинградскому шоссе ездит 60 тысяч машин в сутки. Если будет ездить 50 тысяч, а не 60, концессионер понесёт убытки. Эту разницу и гарантирует выплатить областное правительство. Но я думаю, что сильных убытков в нашей области не случится: автомобилизация идет всё более высокими темпами.
Вообще, предполагается, что в строительство дорог в регионе будет активно вкладываться частный бизнес, как российский, так и зарубежный. И подобные предложения нам уже поступают.
- О том, что представляет собой проект строительства ЦКАД, мы уже не раз рассказывали читателям нашей газеты. Давайте ещё раз обозначим все его плюсы.
- Центральная кольцевая автодорога повлечёт за собой совершенствование всей сопутствующей инфраструктуры. В районе трассы появятся логистические центры, автостоянки, станции техобслуживания, автозаправочные комплексы, пункты питания. Можно сказать, что реализация проекта предполагает формирование так называемых «точек роста» – новых узлов ускоренного развития. Например, на пересечении ЦКАД с федеральными и магистральными автодорогами естественным образом формируются узлы развития: Клин - Солнечногорск - Поварово, Кубинка, Домодедово, Ногинск - Электросталь. Дополнительный импульс к развитию получат территории центральной части области. Новые «точки роста» позволят снизить потоки трудовой маятниковой миграции и создать порядка 200 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, ЦКАД будет перехватывать транзитный грузовой транспорт подальше от столицы, снимет, по возможности, транзитную нагрузку с МКАД, разгрузит головные участки федеральных дорог, выходящих из Москвы, разовьет поперечные транспортные связи. Уверен, что ЦКАД окажет мощное стимулирующее воздействие на экономику не только Московского региона. Начнётся комплексное развитие инфраструктуры и территорий Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской областей.
РУБЛЁМ ПО ПРОБКАМ
- Пётр Дмитриевич, самый, наверное, больной и часто задаваемый вам вопрос: закончатся ли когда-нибудь пробки на подмосковных дорогах?
- Это, действительно, одна из главных наших проблем. Самые напряженные дороги в области – это Ленинградское, Ярославское и Минское шоссе. Коллегией Министерства транспорта Российской Федерации и правительством Московской области было принято совместное решение о строительстве двух крупнейших развязок на одном из самых напряжённых направлений в Подмосковье. Это Ярославское направление, которое проходит через Мытищи, Королёв, Пушкино, Сергиев Посад. Сегодня полным ходом идёт строительство транспортных развязок в районе Мытищ и в районе Королёва. Уже в декабре этого года королёвская развязка будет запущена. Она выйдет на улицу Пионерская. Мытищинская развязка будет выходить на Олимпийский проспект.
- Современные транспортные развязки – это дорогое удовольствие?
- Стоимость строительства одной развязки – около 1 миллиарда рублей. В зависимости от сложности она может быть и выше.
- А можно ли как-то решить проблему с несанкционированными въездами на федеральные трассы? По-моему, они сегодня перегружены во многом и за счёт того, что автолюбители въезжают на них буквально через каждые 100 метров, превращая скоростные трассы в обыкновенные магистрали.
- По правилам въезды на федеральные дороги должны быть не чаще 5-10 километров. У нас сегодня действительно много несанкционированных, стихийных въездов. Но существует программа по их ликвидации, создана рабочая группа совместно с федеральным агентством дорог, Мосавтодором, Министерством транспорта, которая делает ревизию всех несанкционированных въездов и выездов. В ближайшее время будет принято конструктивное решение по данному вопросу. Параллельно федеральным дорогам будут устраиваться внутренние связи, которые помогут автомобилистам перемещаться вне пределов федеральных трасс.
Кроме того, к 2010 году в Подмосковье появятся первые платные федеральные дороги. И первой из них станет трасса Москва – Санкт-Петербург с обходом города Химки, аэропорта Шереметьево, Солнечногорска и Клина. Обоснование инвестиций в этот проект сделано. Завершается и проходит государственную экспертизу инженерный проект. Мы надеемся, что его реализация на территории Московской области начнётся уже в марте будущего года.
Второй проект большой значимости – это дорога до разводки минского направления, северный обход Одинцова. Также завершены обоснования инвестиций, сделан инженерный проект, пройдена экспертиза. Еще один платный проект – дорога Москва – Дон на территории Московской области и подъезд к аэропорту Домодедово.
Строится новая дорога до аэропорта Шереметьево. Она тоже будет платной. Планируется платная дорога, связывающая Новорижское шоссе с Волоколамским. Ещё одна дорога, которая должна стать платной – это кольцевая дорога в обход многих городов до Ногинска. Это очень серьезный проект, который поможет разгрузить дорогу М-7.
- И какова же будет плата за проезд?
- Она будет устанавливается с учётом различных факторов. По расчётным показателям она не должна превышать 5 рублей за километр. В среднем, я думаю, это будет от 1 до 3 рублей. Что касается платных дорог федерального значения, размер оплаты будет устанавливаться правительством Российской Федерации. Естественно, не без исключений – например, «Скорая помощь» будет иметь специальные пропуска для бесплатного движения в таких направлениях. Также по пропускам будут ездить машины ГИБДД, контролирующие движение на этих трассах.
Все платные дороги будут находиться в ведении концессионеров – частных инвесторов, которые вложат средства в их строительство. А концессионеры будут определяться на конкурсной основе. Пугаться платных дорог не стоит. Они всё равно строятся параллельно тем трассам, которые сегодня существуют. Ни одна платная магистраль не может существовать, если не будет альтернативного бесплатного проезда.
ТОЖЕ ДОРОГА. ТОЛЬКО ЖЕЛЕЗНАЯ
- Пётр Дмитриевич, известно, что для многих жителей Подмосковья самым оптимальным видом транспорта является железнодорожный. Какие перспективы ожидают пассажиров электропоездов?
- Железнодорожная транспортная сеть в области также активно развивается. Скоростные поезда уже ходят от Москвы до Мытищ и Раменского. Скоро откроется скоростной железнодорожный маршрут между Москвой и Железнодорожным, а также городами Пушкино, Сергиев Посад и Балашиха. В целом здесь перспективы очень хорошие. Между губернатором области Борисом Громовым и президентом РАО ЖД Владимиром Якуниным подписано соглашение о взаимном сотрудничестве во многих направлениях, связанных с железнодорожным транспортом. Одним из главных как раз является вопрос строительства скоростных магистралей. Мы будем продолжать делать всё возможное для того, чтобы развивать скоростное движение. Есть в соглашении и планы по ликвидации пересечения железных и автомобильных дорог на одном уровне. Для этого в Подмосковье будут построены 28 современных путепроводов. Один из них не так давно уже сдан в эксплуатацию в городе Климовске.
Также полным ходом идёт строительство железнодорожного сообщения в аэропорт Шереметьево.
- И последний вопрос: когда в Московскую область придёт метро?
- Первая станция появится через 2–2,5 года в пойме Москвы-реки, в районе выставочного комплекса «Крокус-Экспо». Других проектов пока не предполагается. Дело в том, что московское метро уже и так слишком перенасыщено. Поэтому нам важно двигаться по направлению к своему – альтернативному – метро. Вводить скоростные магистрали для железнодорожного транспорта, который сегодня единственный беспрепятственно имеет вход в Москву.