11.04.2012 10:56
Интервью П.Д.Кацыва газете "Известия"
В Подмосковье перестали возить людей на "Газелях" // Министр транспорта Московской области Петр Кацыв - о платных дорогах, вылетных магистралях и выделенных полосах / Известия
В конце марта мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в следующем году будут открыты новые станции метро в Подмосковье. Заместитель председателя правительства Московской области, министр транспорта ПЕТР КАЦЫВ рассказал корреспонденту "Известий" Григорию Смолицкому о планах по выводу метро за МКАД, строительству платных дорог и путепроводов, выделенных полосах и скоростных электричках.
- Петр Дмитриевич, какие задачи по развитию транспортной инфраструктуры Московской области вы будете решать в ближайшее время?
- В рамках принятой программы развития транспортного комплекса Московского региона на период до 2020 года мы занимаемся развитием общественного транспорта, строительством ЦКАД и платных дорог, расширением вылетных магистралей, реконструкцией съездов с МКАД. Много внимания уделяем аэропортам. На сегодня они уже соединены железной дорогой. Практически решен вопрос переселения жителей поселков, расположенных рядом с Шереметьево, и соответственно вопрос строительства третьей взлетно-посадочной полосы. Также мы решили заняться и водными путями. Скорее всего, в Дмитрове будет построен большой порт, который позволит принять все грузы, идущие в Москву. Там их будут перерабатывать и отправлять в столицу и Подмосковье.
- Введение платных дорог - больной вопрос столичныхи областных автовладельцев...
- Мы понимаем, что на все работы по улучшению и поддержке транспортной инфраструктуры бюджетных денег не хватит, и там, где это возможно, занимаемся проектами платных
дорог. Мы над ними работаем почти семь лет. Сначала готовили нормативную базу. Теперь пришло время проектирования, подготовки объектов к строительству и непосредственно строительства.
В следующем году будет готов северный обход Одинцово. В 2014-м введем в эксплуатацию платный участок дороги Москва-Санкт-Петербург до 58-го километра. Сейчас готовим проект платной трассы МКАД-Ногинск-Орехово-Зуево, которая пойдет параллельно Горьковскому шоссе. Этот проект уже почти завершен.
В текущем году планируем открыть платные участки на трассах "Дон" и Минское шоссе. Тут есть одна проблема: не везде построены объезды, ведущие к расположенным вдоль дороги поселкам, но это вполне можно решить.
- Какая же в итоге будет цена проезда, 5 рублей за 1 км?
- Думаю, меньше.
- Вы говорили, что планируете вводить выделенные полосы для общественного транспорта. Определены ли уже трассы, где они появятся в ближайшее время?
- Я к этому вопросу отношусь очень скрупулезно. В Москве, например, нарисовали выделенные полосы, повесили знаки, а как они работают, все знают...
- Однако идущие по ним автобусы двигаются несколько быстрее других машин...
- А остальные едут вдвое медленнее, создавая огромные пробки. Нет, конечно, общественные полосы необходимы. Но работать они будут только тогда, когда будет налажена вся транспортная сеть. Когда на автобусах будет ездить 80% пассажиров. Для этого общественный транспорт должен быть комфортабельным. Надо сделать перехватывающие парковки, удобные пересадочные узлы. Причем выделенные полосы в Подмосковье должны быть скоординированы с теми, которые оборудованы в Москве. А полумеры могут дискредитировать всю идею.
- Недавно руководитель департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов сказал, что основным перевозчиком на присоединяемых к городу территориях будет "Мосгортранс". Не боитесь ли вы, что работающие там частные компании потеряют заработок?
- Эти территории отойдут к другому субъекту, и все маршруты из нашего реестра мы отдадим Москве, как и право заключать контракты. А там посмотрим, что они сделают и как мы на это отреагируем. В любом случае это вопрос конкурсов.
У нас, например, каждый маршрут выставляется на тендер, и работает там тот, кто предложит наилучшие условия. Это могут быть и московские компании, и областные. В конкурсной документации прописано, какими должны быть автобусы. В результате, например, в Московской области на "Газелях" людей уже не возят.
- Недавно прошла новость о том, что Московская область и Москва договорились о совместных планах по реконструкции вылетных магистралей. С каких направлений начнется работа за МКАД?
- Московская область ведет работы только на тех четырех трассах, которые являются нашей собственностью. Это четыре направления: Октябрьский проспект в городе Люберцы, Волоколамское, Старокаширское шоссе и продолжение Варшавского шоссе - подход к городу Подольску. Например, на Волоколамке сейчас проектируем развязку с Ильинским шоссе. Остальные трассы находятся либо в федеральном ведении, либо в московском.
Основная задача - проводить свои работы синхронно с Москвой. Согласитесь, неправильно, если, например, Москва расширит Можайское шоссе, а за МКАД ничего не будет. Или, наоборот, мы построим северный обход Одинцово, а он упрется в кольцевую дорогу и дальше не пойдет. Но все замедляет недостаток средств. Хотя мы стремимся работать максимально скоординированно со столицей.
- В Московскую область стало выходить метро. Каковы планы по развитию подземного транспорта в Подмосковье?
- Проблемой метро в области мы всерьез занимаемся давно. Первую станцию "Мякинино" открыли в 2009 году, дальше эта линия пошла в Митино и Зеленоград, которые, собственно, являются московскими районами. Сейчас рассматриваются возможности строительства станций в Химкинском и Мытищинском районах, Челобитьево и Котельниках. Но нужно выбрать территорию, где гарантированно можно будет сделать большой транспортно-пересадочный узел (ТПУ) и перехватить транспорт, идущий в Москву.
Однако не все ТПУ надо завязывать на метро. Необходимо развивать и скоростную электричку. Я вообще считаю, что это тот ресурс, который при не слишком больших вложениях сможет дать серьезный эффект. Места для прокладывания новых путей есть, так что это можно сделать достаточно быстро.
Единственное, что тормозит развитие этого проекта, - более 450 переездов, находящихся на территории Подмосковья. И чем выше скорость поезда, тем длиннее пробка перед шлагбаумом. Сейчас мы ведем работу по проектированию быстровозводимых путепроводов, где это возможно - платных, с привлечением частных инвестиций.