06.02.2007 14:04
Открытый конкурс
1. Наименование темы научно-исследовательской работы:
«Разработка концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области на период до 2011 г.».
2. Обоснование актуальности научно-исследовательской работы в целях совершенствования механизмов управления экономикой и социальной сферой Московской области, межведомственного взаимодействия, развития нормативной правовой базы.
Отходы образуются на всех этапах жизненного цикла транспортного средства. В изношенном и выброшенном на свалку автомобиле содержатся все те материалы, которые были использованы при его изготовлении. Отходы появляются и при осуществлении операций технического обслуживания и ремонта транспортных средств, а также при эксплуатации автомобильных дорог, других объектов транспортного комплекса (ТК). Эти отходы и сам автомобиль, другие транспортные средства после окончания срока их службы должны быть утилизированы, так как они загрязняют окружающую среду и являются ценным сырьем для получения вторичных ресурсов. Это особенно актуально для Московского региона, где бурный рост парка автомобилей и других транспортных средств при его одновременном старении привел не только к захламлению территории выведенными из эксплуатации машинами и их компонентами, но и заметному негативному воздействию их на окружающую природную среду.
Региональная система обращения вторичных ресурсов в транспортном комплексе только формируется, ибо раньше из-за низкого уровня автомобилизации в России потребности в этом не было. Опасность представляют собой все стадии обращения с вторичными ресурсами, начиная от сбора и транспортировки и заканчивая уничтожением, переработкой или захоронением неиспользуемых фракций.
Предприятия и организации, занимающиеся сбором, переработкой и утилизацией вторичных ресурсов развиваются стихийно, избирательно относительно отдельных видов отходов и не имеют четкой административно-управленческой основы для реализации государственной политики Московской области в этой сфере, слабо координируют свою деятельность. Также наблюдается снижение заинтересованности предприятий в участии в работах по упорядоченному развитию системы обращения вторичных ресурсов, что связано с недостаточной государственной поддержкой их деятельности. С одной стороны вводятся в эксплуатацию новые перерабатывающие предприятия, а с другой имеющиеся производственные мощности крупных предприятий лишь частично загружены (на 30-40%). Из-за несовершенства нормативной правовой базы и отсутствия экономической заинтересованности собирается и перерабатывается не более 35% подлежащих утилизации легковых автомобилей, 38% изношенных шин, повторно используется 25% объема отработанных моторных масел. В области отсутствуют производства по переработке и утилизации автомобильных пластмасс, стекла, антифриза. Важным вопросом является эффективное транспортное обслуживание процесса сбора и транспортировки отходов в разрезе отдельных муниципальных образований Московской области.
Темпы реализации мероприятий по развитию системы обращения с транспортными отходами, заложенные в соответствующих Постановлениях Правительства Московской области не удовлетворительные, особенно в части мероприятий, касающихся разработки и принятия нормативно-законодательных документов, регламентирующих деятельность региональной системы обращения с транспортными отходами.
Возникла необходимость корректировки принятой и реализуемой концепции системы сбора и переработки вторичных ресурсов транспортного комплекса Московской области в связи с изменением законодательства, подготовкой к вступлению РФ в ВТО, а также накопленным отечественным и зарубежным опытом в этой сфере деятельности. В связи с введением в действие ряда федеральных законов по разграничению полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти изменились принципы управления отходами производства и потребления, когда все управляющие, исполнительные и контрольные функции передаются на федеральный уровень и в муниципальные образования. Последние теперь полностью отвечают за организацию сбора, транспортировки и переработки вторичных ресурсов, образующихся на его территории.
Система государственного управления обращением вторичных ресурсов только на федеральном и муниципальном уровнях, исключая уровень региональный, является неэффективной, неустойчивой и слабо управляемой. Необходимо пересмотреть сложившуюся практику и нормативно-методическое обеспечение данного вида деятельности на региональном уровне, чтобы цепочка иерархической структуры государственного управления не прерывалась.
Создание системы обращения вторичных ресурсов должны предусматривать разработку и введение в действие административных, экономических, технических и организационно-правовых мер, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспорта, а также контролируемого процесса сбора и утилизации транспортных средств и их составных частей, выработавших свой ресурс.
3. Цель и задачи научно-исследовательской работы
Целью является создание экономически эффективной, безопасной региональной комплексной системы обращения вторичных ресурсов в производственной и бытовой сферах транспортного комплекса на территории Московской области.
Основные задачи:
- сбор и анализ информации по проблеме обращения вторичных ресурсов в транспортном комплексе, детальный анализ эффективности действующих программ, нормативных правовых документов;
- прогноз объемов образования и накопления отходов ТК на территории Московской области и в разрезе муниципальных образований;
- разработка схем рационального размещения объектов системы на территории, разработка модели технологического (транспортного) процесса перевозки отходов транспортного комплекса и оценка параметров специализированного подвижного состава;
- разработка структуры и содержания концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области» на период до 2011 года, а также механизм ее реализации.
4. Характеристика и сфера использования ожидаемых результатов научно-исследовательской работы
На основе проведенного анализа будут сформулированы и отобраны приоритетные для социально-экономического развития Московской области проблемы обращения с отходами производства и потребления транспортного комплекса, обоснованы возможности их решения с учетом обеспечения безопасности и повышения эффективности функционирования объектов системы.
Основные результаты:
- обзор состояния работ по обращению с отходами ТК и технологий обращения с вторичными ресурсами ТК;
- результаты прогноза объемов образования и накопления отходов ТК на территории Московской области и в разрезе муниципальных образований;
- схемы размещения первичных площадок накопления отходов, районных и межрайонных пунктов сбора, переработки и утилизации отходов, специализированных перерабатывающих предприятий на территории Московской области;
- результаты оценки влияния элементов системы обращения с отходами ТК на территории Московской области на окружающую среду и в разрезе муниципальных образований;
- разработка проектов Законов, проекты распорядительных документов по развитию региональной системы обращения с вторичными ресурсами ТК Московской области;
- структура и содержание концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области» на период до 2011 года, а также механизм ее реализации.
5. Обоснование прикладного характера НИР и сроков практического использования ее результатов заявителем
Сроки практического использования результатов НИР будут установлены по согласованию с заказчиком после завершения работы.
6. Сроки выполнения научно-исследовательской работы – 3 месяца с момента заключения контракта на выполнение работы
7. Обоснование стоимости научно-исследовательской работы
Затраты на разработку концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой серах на территории Московской области на период до 2011 года» составляют 1000 000 руб. (с учетом НДС).
Календарный план выполнения научно-исследовательской работы по теме:
«Разработка концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области на период до 2011 г.».
Наименование этапов работы |
Сроки выполнения работы |
Ожидаемый результат |
Стоимость работы, тыс. руб. |
Форма отчетности |
1. Обзор состояния работ по обращению с отходами ТК и технологий обращения с вторичными ресурсами ТК; Прогноз объемов образования и накопления отходов ТК на территории Московской области и в разрезе муниципальных образований.
1.1 Разработка схемы размещения элементов системы обращения с отходами ТК на территории Московской области. |
20.02.2007-5.04.2007 |
1.Методика и результаты прогноза объемов образования и накопления отходов ТК на территории Московской области
1.1Схема размещения элементов системы обращения с отходами ТК на территории Московской области. |
400
|
1.Аналитическая справка
1.1. Пояснительная записка
|
2. Оценка влияния элементов системы обращения с отходами ТК на территории Московской области на окружающую среду и в разрезе муниципальных образований.
2.1Разработка структуры и содержания концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области» на период до 2011 года, а также механизма ее реализации. |
5.04.2007-20.05.2007 |
2.Методика и результаты оценки влияния элементов системы обращения с отходами ТК на территории Московской области на окружающую среду
2.1.Структура и содержание концепции создания системы, проекты Законов и распорядительных документов. |
600
|
2.Раздел в отчет
2.1.Отчет о выполнении НИР с концепцией программы (на бумажном и электронном носителе) |
Итого |
|
|
1000,0 |
|
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на выполнение научно-исследовательской работы по теме:
«Разработка концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области на период до 2011 г.».
1. Цели и задачи научно-исследовательской работы
Цель работы - создание экономически эффективной, безопасной региональной комплексной системы обращения вторичных ресурсов в производственной и бытовой сферах транспортного комплекса на территории Московской области.
Задачи:
- сбор и анализ информации по проблеме обращения вторичных ресурсов в транспортном комплексе, детальный анализ эффективности действующих программ, нормативных правовых документов;
- прогноз объемов образования и накопления отходов ТК на территории Московской области и в разрезе муниципальных образований;
- разработка схем рационального размещения объектов системы на территории, разработка модели технологического (транспортного) процесса перевозки отходов транспортного комплекса и оценка параметров специализированного подвижного состава;
- разработка структуры и содержания концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области» на период до 2011 года, а также механизм ее реализации.
2. Ожидаемые результаты научно-исследовательской работы
Основные результаты НИР:
- обзор состояния работ по обращению с отходами ТК и технологий обращения с вторичными ресурсами ТК;
- результаты прогноза образования и накопления отходов ТК на территории Московской области и в разрезе муниципальных образований;
- схемы размещения первичных площадок накопления отходов, районных и межрайонных пунктов сбора, переработки и утилизации отходов, специализированных перерабатывающих предприятий на территории Московской области;
- результаты оценки влияния элементов системы обращения с отходами ТК на территории Московской области на окружающую среду и в разрезе муниципальных образований;
- структура и содержание проектов Законов, проекты распорядительных документов по развитию региональной системы обращения с вторичными ресурсами ТК Московской области;
3. Сроки выполнения научно-исследовательской работы
Срок выполнения работы – 3 месяца с момента заключения контракта
4. Стоимость выполнения научно-исследовательской работы
Стоимость - 1000,0 тыс. руб. (включая НДС).
5. Описание научно-исследовательской работы
5.1. Предмет научно-исследовательской работы
Предметом разработки НИР является создание и совершенствование системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории Московской области.
В ходе выполнения работы будет разработано ряд методик, программных средств, позволяющих осуществить прогноз объемов образования различных видов транспортных отходов в разрезе муниципальных образований, обоснование местоположения основных элементов системы обращения с транспортными отходами (пункты образования, накопления, хранения, демонтажа, переработки, захоронения отходов), решение транспортной задачи по перемещению транспортных отходов от мест их образования до переработки и захоронения отходов с оценкой структуры и численности подвижного состава, оценить воздействие элементов системы на окружающую среду, а также сформировать комплекс предложений по управлению материальными, финансовыми и информационными потоками в системе для достижения поставленной цели.
5.2. Требования к результатам научно-исследовательской работы
Научно-технический отчет должен содержать:
- обзор состояния работ по обращению с отходами ТК и технологий обращения с вторичными ресурсами ТК, результаты прогноза образования и накопления отходов ТК на территории Московской области и в разрезе муниципальных образований;
- схемы размещения первичных площадок накопления отходов, районных и межрайонных пунктов сбора, переработки и утилизации отходов, специализированных перерабатывающих предприятий на территории Московской области;
- результаты оценки влияния элементов системы обращения с отходами ТК на территории Московской области на окружающую среду и в разрезе муниципальных образований;
- структуру и содержание концепции создания системы обращения вторичных ресурсов транспортного комплекса в производственной и бытовой сферах на территории.
5.3. Программа выполнения НИР
Программа выполнения научно-исследовательской работы должна предусматривать тщательный анализ состояния деятельности предприятий – участников региональной системы обращения с транспортными отходами, выполнения целевых индикаторов программ правительства Московской области в сфере обращения с отходами ТК и учета текущего законодательства по вопросам обращения с отходами производства и потребления, природопользования и охраны окружающей среды, развития местного самоуправления и разграничения полномочий между различными уровнями власти, развития технического регулирования.
6. Перечень дополнительных требований, учитывающих специфику НИР.
Научно-исследовательская работа выполняется с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона Московской области от 02.11.2005 № 231/2005-ОЗ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходный период», законодательства по обращению отходами производства и потребления, охраны окружающей среды, Концепции развития автомобильной промышленности, других нормативных правовых документов, связанных с деятельностью участников системы обращения с отходами транспортной деятельности на территории Московской области.