Игорь Левитин, министр транспорта России: Люди будут летать по России на новых самолетах за полцены
В гостях у «Комсомолки» побывал министр транспорта России Игорь Левитин
Где в стране появится новая железная дорога, а где - новые авиамаршруты? Удастся ли победить пробки в Москве? Почему в России по-прежнему две беды - дураки и дороги?
ПЕНСИИ - НА ДОРОГУ?
- Игорь Евгеньевич, недавно премьер предложил накопительную часть пенсий россиян направить на развитие железных дорог. Почему именно железных?
- Это мировая практика - накопления граждан, средства пенсионных фондов использовать для развития железных дорог. Пенсионные деньги - это так называемые длинные деньги, многие страны вкладывают их в развитие инфраструктуры. В России такого опыта пока нет. Поскольку срок окупаемости инфраструктуры очень длительный, важно, чтобы вложения в нее были долгосрочными. Это, по сути, старт новых технологий инвестирования в железнодорожную отрасль. Низкий темп ее развития уже сдерживает развитие экономики. Например, угольная отрасль сейчас не имеет возможности увеличивать объемы перевозок, а значит, и добывать нет смысла. Это яркий пример того, насколько развитие экономики зависит от транспорта.
УРОКИ «БУЛГАРИИ»
- Летом Россию потрясла трагедия «Булгарии». Как это могло случиться? Плохо проверили судно? Какие выводы сделаны?
- Государство несет ответственность за состояние инфраструктуры - автомобильных и железных дорог, морских причалов, взлетно-посадочных полос. Самих транспортных средств у государства уже нет, все - у частных компаний. Если ЧП произошло по причине неудовлетворительной инфраструктуры, отвечает собственник - государство. Собственники транспортных средств несут ответственность за безопасность перевозки. Конечно, надзорные органы контролируют техническое состояние транспорта, проверяют наличие необходимых документов - разрешений, лицензий, но в стране миллионы транспортных средств, а инспекторов всего несколько тысяч. Невозможно к каждому транспортному средству приставить проверяющего. В 2011-м произошли очень серьезные происшествия на транспорте, которые должны заставить и тех, кто контролирует, и тех, кто перевозит, ежедневно заниматься вопросами безопасности. В прошлом году целый ряд руководителей структур, отвечающих за контроль и надзор на транспорте, были освобождены от занимаемых должностей.
СТАРАЯ ТЕХНИКА
- В самых известных катастрофах прошлого года была старая техника. Может, хватит позволять летать и ходить по воде «консервным банкам»?
- На первый взгляд старая и новая техника может ничем не отличаться. Но старые транспортные средства не имеют тех современных технологических средств, которые помогают человеку. Например, если пилоту современного самолета необходимо выполнить посадку в сложных погодных условиях, бортовая электроника позволяет ему это сделать. Поэтому, если у перевозчика нет возможности купить новую машину, он обязан переоборудовать старую всеми современными техническими средствами.
Нельзя однозначно говорить, что катастрофы происходят из-за солидного возраста транспортных средств. Да, «Булгария» была построена в 1955 году, но по рекам Европы ходят суда такого же возраста, а то и значительно старше. Но только там, как правило, это бизнес семейный, он передается из поколения в поколение, к судам относятся бережно, вовремя проводятся необходимая модернизация и ремонт. Можно и новое судно загубить. Мы с вами видели, что случилось с суперсовременным лайнером у берегов Италии.
С ОДНИМ КРЫЛОМ
- После авиакатастрофы в Ярославле, в которой погибли хоккеисты «Локомотива», было принято решение, что у авиакомпании должно быть определенное количество самолетов, пилотов. Значит, малые компании не выживут?
- Необходимо стимулировать авиакомпании к тому, чтобы они приобретали современную технику и понимали, что с 3 самолетами работать на магистральных линиях невозможно. Ведь часто как бывает - сломался самолет, а замены нет, и пассажиры сутками сидят в аэропорту. Росавиация предложила ограничить нижний предел 20 самолетами, в настоящее время рассматривается 8 машин. Но это временная мера. Через это прошли все авиационные державы.
- А что у нас с воздушным сообщением в отдаленных регионах, где нет железных дорог, с малой авиацией?
- Правительством только что принято решение о субсидировании внутренних регио-нальных авиаперевозок. Из федерального бюджета на эти цели выделяется 1 млрд. рублей, кроме того, по 1 млрд. должны выделить и региональные бюджеты. В четырех федеральных округах был выбран 81 маршрут между населенными пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение. По нашим оценкам, воспользоваться авиаперевозкой по льготному тарифу смогут десятки тысяч человек.
Еще одно важное решение - о возмещении за счет средств федерального бюджета российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок. Если перевозчик берет в лизинг, например, самолет до 72 кресел, то первые 15% государство ему субсидирует. А если до 20 кресел - уже 30%. Это будет стимулировать покупку самолетов прежде всего для местных линий.
- Каких регионов это коснется?
- Субсидирование перевозок - Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Субсидирование лизинга самолетов - всех регионов.
- Закупать небольшие самолеты за кордоном придется?
- К сожалению, наша промышленность не производит самолетов для малой авиации.
- А может, как с иномарками поступить? Заманить к нам какое-то сборочное производство?
- Объединенная авиастроительная корпорация не имеет планов по развитию малой авиации. Большинство предприятий, которые производили малую авиацию, осталось в бывших союзных республиках. Но поддержка, оказанная государством и в прошлом году, запланированная в нынешнем и в последующие годы, обязательно простимулирует нашу промышленность производить такие самолеты в России.
- А вы, министр транспорта, умеете управлять самолетом?
- Нет. Я пробовал управлять самолетом на тренажере. В Тулузе, где производят «Эрбасы», на тренажере в «Аэрофлоте», но дальше не пошло.
- А машину водите?
- За рулем езжу в выходные. Смотрю состояние дорог, организацию движения. И даже сам однажды нарушил правила, но понял это только тогда, когда прислали штраф. Не заметил знака «населенный пункт». И был удивлен, потому что на дороге не было ни одного дома.
- То есть вам, министру, пришел штраф?
- Не министру, а водителю. Заплатил. (Улыбается.)
О ПРОБКАХ
- Пробки в Москве и Санкт-Петербурге не сдаются. Есть какие-то новые решения?
- Автомобильный парк растет быстрее, чем это было предусмотрено планами развития Москвы и других крупных городов. Руководство столицы сейчас ищет новые возможности, новые формы организации движения в городе. Мы видим выделенные полосы, увеличение перевозок пассажиров на общественном транспорте. Другого пути победить пробки, кроме как создать удобный и быстрый общественный транспорт, просто нет.
- Ленинградское шоссе по-прежнему забито, там все время что-то строят, реконструируют, но только хуже становится.
- Сейчас полным ходом идет строительство первого участка скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. От Бусиновской развязки пойдет бессветофорное движение до Петербурга. Все грузовики уйдут на новую дорогу. Ленинградское шоссе планируется реконструировать и пустить общественный транспорт по выделенной полосе до Зеленограда. И до аэропорта «Шереметьево» быстрее можно будет доехать.
- Почему такие дорогие парковки в «Шереметьево» - 500 рублей?
- 500 рублей стоит парковка на привокзальной площади. Если оставить машину в паркинге, это обойдется в 150 рублей в час. Это, конечно, тоже недешево. Но здесь хотя бы деньги берутся за построенный паркинг. А брать такие деньги за парковку на привокзальной площади, на территории, которую государство отдало в аренду, несправедливо. К сожалению, это проблема всех московских аэропортов. ФАС активно борется с владельцами парковок.
- Почему на выделенные полосы залазят все кому не лень?
- Штраф 300 рублей - это мало за такое нарушение. Думаю, что с 1 июля этого года, когда в Москве и Санкт-Петербурге штраф будет 3000 рублей, а в остальных субъектах РФ - 1500 рублей, водители серьезно задумаются, стоит ли заезжать на выделенку. Хотя понять водителей, у которых отобрали целую полосу, тоже можно - она свободна, а машины стоят в пробках. Без создания условий для общественного транспорта мы не решим проблему пробок. Но одновременно нужно расширять дороги.
ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ
- Принят закон, что платной может быть дорога, рядом с которой есть альтернативная бесплатная. Какие дороги будут платными?
- В платных дорогах в первую очередь будут заинтересованы перевозчики, которые должны обеспечить быструю доставку грузов. По скоростной дороге перевозчик должен в сутки проезжать порядка 800 км. У нас сегодня - немногим более 300 км. Но не все скоростные дороги станут платными. Это будут транспортные коридоры Россия - Западная Европа, направление на Смоленск, Минск, Брест, к портам юга России, северо-запад - Москва - Санкт-Петербург. А те скоростные трассы, которые будут проходить вне рамок международных транзитных маршрутов, платными не будут.
- Когда люди говорят о развитии транспорта в нашей стране, то вспоминают, какие прекрасные дороги в Израиле, в Европе. Российский Минтранс учитывает в своей работе мировой опыт? Или у России свой нелегкий путь?
- Конечно, развитие нормативной базы идет по взаимосогласованным принципам. Нельзя сказать, что у нас свои правила, а в Европе - свои. Это не так. Правила в значительной степени унифицированы. Например, деятельность гражданской авиации России регулируется Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Морской транспорт регулируется международными конвенциями Международной морской организации (IMO). По международным правилам работают международные автомобильные перевозчики. Но у нас есть свои особенности: и погодные условия, и расстояния, и менталитет. Конечно, постепенно произойдет интеграция. И Таможенный союз, и ЕЭП, и ВТО - все будет этому способствовать.
- В России строятся асфальтовые дороги, а не бетонные. Почему? Ведь срок жизни бетона - почти полвека, а асфальта - 5 - 7 лет.
- Нормативно-правовая база, ГОСТы, большинство требований к дорогам в России исторически «выстроены» под асфальт. У нас нет большого опыта строительства бетонных дорог, но эта работа уже ведется. Не везде это можно сделать по погодным условиям, но, например, обход Новосибирска построен в бетоне, и сейчас специалисты наблюдают за его эксплуатацией. Конечно, бетон служит дольше, он дешевле в эксплуатации, но если при возведении дороги была допущена ошибка, то исправить ее, как при использовании асфальтобетона, невозможно. Нужны специальная импортная техника и строгий технологический контроль за исполнением контракта. Но мы будем активнее строить такие дороги, и дорожные фонды будут этому способствовать.
- Да, у нас страна зимняя. Но и Швеция, Финляндия - холодные страны…
- Действительно, сравнение напрашивается само собой. Но теплое влияние Гольфстрима до России не доходит, оставаясь в Швеции и Финляндии. Достаточно посмотреть среднегодовые температуры января - если в Стокгольме или Хельсинки около 0, то в Москве уже -8, а дальше - еще холоднее. Слабые почвы в сочетании с холодным климатом - серьезный вызов российским дорожникам. К тому же территория почти всей Скандинавии - гранитная скала. Гранит - великолепный источник высококачественного щебня, у нас он встречается в основном в Карелии, и использовать его для строительства дорог по всей России слишком дорого.
ДОРОЖНЫЕ ФОНДЫ
- Есть такая шутка: если где-то неплохо проложили дорогу, то, значит, скоро будут укладывать трубы…
- Не слышал этой шутки. Но запомню.
- В дорожных делах имеется несогласованность между федеральным министерством и регионами. Может быть, помогут дорожные фонды, решение о которых недавно принято?
- По сути, мы как бы «окрасили» деньги, и они стали целевыми, долгосрочными, и дорожники теперь могут реально планировать, на каких участках, за какую стоимость и когда будет построена дорога. Министерство обратилось к общественным организациям с просьбой организовать общественный контроль за расходованием средств федерального и региональных дорожных фондов. Все субъекты Российской Федерации на своих официальных интернет-сайтах должны разместить информацию о том, на какие участки дорог планируется направить средства. Сведения о том, куда пойдут деньги Федерального дорожного фонда, уже размещены на сайтах Росавтодора и Минтранса. Мы просим общественные организации и СМИ участвовать в контроле расходования этих средств. Кстати, буквально на днях местные жители и журналисты указали нам на такой факт: на автомобильной дороге Чита - Хабаровск после столба с цифрой 571 всего через 1 километр идет 581-й. Мы стали разбираться, оказалось - оплошность дорожников, будем исправлять.
- На сайте Минтранса мы обнаружили антикоррупционную «горячую линию». Что это?
- Мы хотим знать, где допускают нарушения наши инспекторы и контролеры.
- Люди звонят?
- Звонков немного. Или инспекторы ведут себя правильно, или просто люди не хотят сообщать о таких фактах. Главное, что мы такую возможность им предоставили. Также мы ждем информацию от пользователей о качестве автодорог.
ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ БРИЛЛИАНТОВ?
- Прокладывается железная дорога на Якутск. Зачем? Бриллианты возить?
- Бриллианты можно и самолетом перевезти. (Улыбается.) Железная дорога в этом регионе очень нужна людям. Она решает проблему северного завоза. Там расположены крупные предприятия по добыче полезных ископаемых, которые нужно перевозить по железной дороге.
- Как министр транспорта относится к выражению, что в России две проблемы - дороги и дураки?
- Это неправильное выражение. Правильно - дураки и дороги. Поэтому когда мы решим первую проблему, вторая решится автоматически.
- А решим?
- Решим обязательно. Сейчас в транспортную отрасль пришло много молодых профессионалов. Перспективные, амбициозные, умные люди, нацеленные на дело, карьеру и, главное, результат. Двери для таких ребят открыты. Ситуация кардинально меняется. Все у нас получится.
В ТЕМУ
Столичное управление ФАС уже несколько лет воюет с аэропортами, которые задирают цены на услуги парковки. Еще в конце прошлого года, например, за получасовую стоянку рядом с «Домодедово» парковщики брали 100 рублей. Автовладельцы слали антимонопольщикам сотни писем. После обращения ФАС «Домодедово», не дожидаясь санкций, снизило цену парковки до 50 рублей за первые полчаса. Тем не менее на VIP-парковке цена часа стоянки сегодня аж 600 рублей.
Аэропорт «Внуково» после штрафа почти в 1,8 миллиона рублей снизил цену парковки со 150 до 100 рублей в час.
«Шереметьево», как выяснила «КП», имеет несколько паркингов, и на каждом - свои цены. На привокзальной площади рядом с терминалом D первые 15 минут можно стоять бесплатно, а затем - за 500 рублей в час.
- Это ближайшая к терминалу парковка, поэтому и стоит так дорого, - пояснили «КП» в пресс-службе аэропорта. - Но оставлять там машину необязательно. Можно заехать на многоуровневый паркинг, который находится рядом. Там парковка стоит только 100 рублей в час. Так что пассажиры могут выбирать.
Подготовил Никита МИРОНОВ.
Игорь Левитин, министр транспорта России: Люди будут летать по России на новых самолетах за полцены
|